Самое интересное от Яна Арта

В начале было слово

A A= A+ 26.01.2015

25 января исполнилось 20 лет журналу «Банки и деловой мир».

20 лет в сегодняшней российской экономической действительности – это очень много. Вполне сравнимо с тем сроком, который на заре перестройки пессимисты считали необходимым для успеха России в рынке, – смена поколения. Поколение сменилось. А воз и ныне там?

«До стольких не живут» – примерно так говорят о бизнесах в России, если тем исполняется два десятилетия. Не живут по нескольким причинам. Вернее – по двум. Первая – не дают. Вторая – не хотят. Государство не может или до сих пор не хочет создать бизнесу условия, при котором он является константой, а не переменной общественной жизни. Предприниматели не готовы поверить в перспективы и, коль не закрылись под давлением извне, закрывают бизнес, потому что дело, то есть деньги, сделано. Зачем что-то еще?

Именно поэтому: воз и ныне там. Но – не весь. Кое-что изменилось. Качество сервиса. Технологичность бизнеса. Масштабы проектов. И – прозрачность.

Российский банкинг прошел за эти же 20 лет гигантский путь. Причем – весьма извилистый. От кэптивного банкинга и схем с ГКО до поголовного внедрения карт, ритейловой революции, кредитного бума. С поправкой на кризисы, обострения взаимоотношений с государством и денежные «качели».

Одним из несомненных изменений стало то, что российский банкинг стал довольно публичным и довольно прозрачным. Рискую вызвать усмешку скептика, понимающего, какое обилие «скелетов в шкафу» таит в себе практически любой российский банкинг, но если сравнивать с 1990-ми – банки прозрачны как слеза слегка простуженного младенца.

Современный российский банкир – gomo publicus, человек, рассуждающий публично и, насколько это возможно, искренне – как о бизнесе, так и его взаимоотношениях с обществом и государством, причем с пониманием того, что отношения с обществом становятся для бизнеса все более важными (к сожалению, более важными, впрочем, остаются и отношения с государством). Словосочетание «коммерческая тайна», в отличие от 1990-х, почти сошли на нет: настоящий бизнес может быть тайной не более, чем меню в ресторане или список депозитов в банке.

Возник диалог. И в создании такого диалога огромную роль сыграли бизнес-СМИ – первые банковские издания, начинавшие двадцать лет назад. Такие как «БДМ». Именно они стали первыми площадками диалога банкиров – между собой, с государством, с обществом. Именно они, по сути, учили его говорить, выражать свои мысли и при этом не стесняться это делать. Именно они в критичные моменты стали площадками, где зачастую ставился диагноз. И даже если диагноз был отлично известен участникам событий – должен был находиться тот самый мальчик, который скажет то, что не к лицу придворным: «А король-то голый!».

Боюсь, что сами банкиры вряд ли оценят банковские журналы как своих учителей публичности и логики. Это естественно: научившись, человеку кажется, что он всегда мог это сам. Но кто помнит банкинг 1990-х – отлично помнит: было не так. И долгий путь понадобился, чтобы пройти путь к пониманию того, что в начале было слово.

Журнал «Банки и деловой мир» прошел этот путь с честью, оставаясь площадкой, стоящей над сиюминутностью и конъюнктурой. Он говорил о том, что зреет внутри финансового рынка, о том, что влияет или может повлиять на него, о том, какими путями будет развиваться финансовый рынок в будущем. Остается надеяться, что этот разговор продолжится и в будущем.

Сегодня банковским изданиям нелегко. Спешка, Сеть, оперативность стала важнее вдумчивости, срочность – обстоятельности. Рынок – сложный, банкинг – проблемный. Да и внешние обстоятельства… Но вряд ли все это перечеркнет окончательно ценность слова. В конце концов, как справедливо заметил Френсис Бэкон, «чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

Bankir.Ru поздравляет журнал «Банки и деловой мир» с 20-летием.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3349